С 1 января 2020 года вступают в действие поправки в Налоговый кодекс РФ, введенные Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ. В числе прочих можно выделить те, которые так или иначе затрагивают ведение международного бизнеса или включают регулирование отношений с иностранным элементом.

  1. Понятие «дивиденд» расширено.

Ныне действующая редакция п. 1 ст. 250 НК РФ включает в состав внерелизационных «доходы от долевого участия в других организациях». При этом, определяет такие доходы следующим образом: «к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемых в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации».

Редакция этого же пункта ст. 250 НК РФ, которая будет действовать с 1 января 2020 года, уточняет приведенное выше определение дивиденда, дополняя его следующим абзацем:

«Для целей настоящей главы к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, относится, в частности, доход, выплачиваемый иностранной организацией в пользу российской организации, являющейся акционером (участником) этой иностранной организации, при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, вне зависимости от порядка налогообложения такой выплаты в иностранном государстве».

Иными словами, при признании доходов российской организации для целей налогообложения прибыли будет считаться, что к доходам в виде дивидендов, будет прямо относиться и доход, выплачиваемый иностранной компанией в пользу российской компании-акционера (или участника), при распределении прибыли иностранной компании, остающейся после ее налогообложения, вне зависимости от порядка налогообложения такой выплаты в иностранном государстве. Такое дополнение подводит некий итог под сложившейся за предыдущие годы практикой выплаты дивидендов иностранными организациями в РФ, а также отражает международные тенденции в этой сфере.

Это дополнение продолжает процесс изменений, запущенный Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ, внесшим с 01.01.2019 в этот же пункт 1 ст. 250 НК РФ абзац, расширяющий прежнее (весьма лаконичное) понятие дивиденда для целей исчисления налога на прибыль. Тем изменением был добавлен приведенный выше абзац ныне действующей редакции, дающий определение дивиденда. Ранее в этом пункте было лишь упоминание о том, что дивидендный доход относится к внереализационному.

  1. ИП – налоговый агент для иностранцев.

Получение дохода иностранной компанией от российского индивидуального предпринимателя — ситуация достаточно распространенная. И вопрос о том, кто будет удерживать с иностранной компании налог на прибыль, стоит на повестке достаточно давно. Например, этот вопрос рассматривался в письме ФНС России от 11.06.2014 № ГД-4-3/11305@.

В нынешней редакции п. 1 ст. 310 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной компанией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, и указывается, что налог с доходов в данном случае исчисляется и удерживается российской или иностранной компанией, если она ведёт деятельность в РФ через постоянное представительство.

В соответствии со ст. 246 НК РФ иностранные компании, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль. В п. 1 ст. 309 НК РФ установлены виды доходов иностранной компании от источников в РФ, которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов в РФ (если не получены через ее постоянное представительство в РФ).

В соответствии с положениями ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. В ст. 286 НК РФ и ст. 310 НК РФ указаны налоговые агенты, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов с доходов. В п. 4 ст. 286 НК РФ установлено, что если налогоплательщиком является иностранная компания, получающая доходы от источников в РФ, не связанные с её постоянным представительством в РФ, то обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на плательщиков таких доходов: российскую компанию или иностранную компанию, которая ведет деятельность в России через постоянное представительство.

Получается, что физические лица в рассматриваемой ситуации налоговыми агентами не являются. Это относится и к индивидуальным предпринимателям — такая позиция озвучена, например, в  письме Минфина России от 27.03.2012 № 03-03-07/9.

С 1 января 2020 года п. 1 ст. 310 НК РФ изложен в новой редакции, где в число налоговых агентов, обязанных исчислить и удержать налог с дохода иностранной организации, помимо уже упомянутых российских компаний, и иностранных, имеющих в РФ постоянное представительство, прямо включены и индивидуальные предприниматели.

Получается, новая редакция упомянутой ст. 310 НК РФ добавляет обязанностей российским предпринимателям. Теперь, неся расходы на привычные услуги для бизнеса, которые в процессе глобализации нередко оказывают иностранные компании (вроде аренды серверного пространства, лицензий на ПО, или рекламы через иностранного провайдера), российским предпринимателям придется заниматься оценкой рисков и дополнительным администрированием налогового бремени их иностранных контрагентов. В противном случае возникают риски предъявления претензий российскими налоговыми органами к самим предпринимателям, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность взимания налогов и штрафов с налоговых агентов.